Тіркелу Сайтқа кіру

Имя прилагательное

Тема: Имя прилагательное

Цели урока:

- систематизировать и углубить знания учащихся о морфологических признаках имени прилагательного как части речи, синтаксической  роли прилагательного в предложении разряды имен прилагательных по значению,

- формировать основные знания в области прилагательного

- содействовать развитию орфографической зоркости, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать правильную, грамотную речь учащихся, 

- воспитывать чувство патриотизма, повышать интерес к русскому языку.

Лексическая тема: функционирование русского языка в Казахстане

Тип урока: изучения нового материала.

Вид урока: урок –беседа (исследовательского типа)

 

Методы обучения: теория, частично- поисковый, творческий..

Оборудование урока: слайды, словарь С.И. Ожегова, тесты.

Межпредметные связи: история, литература, география, казахский язык.

Ход урока:

1.Организационный момент

Эпиграф урока –

                          Ты сможешь сиять умом,

                          Где бы ты ни был,

                          Потому, что мир нуждается

                          В таких, как ты

                                                               Августин Кюри.

                   Слово учителя:    

ІИсследовательская работа

1.Родная земля, доброе сердце, великий писатель.

   Здоровые дети, мировые языки

2.

И.п

Р.п

Д.п

В.п

Т.п

П.п

родная

родной

родной

родную

родной

о родной

земля

земли

земле

землю

землей

земле

 

Синтаксический разбор предложения

Воспитанные люди уважают человеческую личность

Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какое? Какая? Какие? Чей? Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.

В предложении являются определениями или сказуемыми

Имена прилагательные делают нашу речь точной и выразительной

2.Показ слайда:

 

умный ученик

сладкий чай

громкий звук

 

- умнее

- слаще

- громче

 

- умнейший

- самый сладкий

-наиболее громкий

 

Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени:

Качественные прилагательные имеет полную и краткую формы:

Полная форма прилагательных изменяется по падежам, числам и родам.

Краткие прилагательные не склоняются, в предложении употребляются как сказуемые.

 

 

 

Сравнительная степень

 

простая форма                                                               составная форма

(-ее (-ей), е,-ше)                                                                (более, менее)

 

Превосходная степень

 

простая форма                                                  составная форма

(-ейш-(-айш-)                                                        (самый, наиболее)

 

3.Показ слайда

Золотая монета, компьютерный магазин, подготовительный класс.

 

Относительные прилагательные обозначают признаки предметов по их отношению к другим предметам или лицам т.е. поясняют.

4. Показ слайда

Дядин совет                        лисья нора

Сестрин платок                  оленьи рога

 

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность определенному лицу или животному

IIТворческая работа: Выберите из данных слов имена существительные, которые могут сочетаться с прилагательными.

Объясните значения прилагательных

дождевая

дождливая

опасный

опасливый

памятный

памятливый

туча

осень

человек

взгляд

день

ребенок

 

ІІІ Информационная минутка

Демонстрируются слайды города России и Казахстана

 

 

 

 

IV Работа по тексту

Восстановите деформированные предложения

1.Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев – эти имена известны (весь) миру. Богатство русс…языка (вызывать) интерес во всем мире. Его (изучать) не только студенты и школьники, но и взросл…люди. С целью оказания помощи в обучении русс…языку за предел… нашей страны в 1967 год… в Париже (быть) создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в наш…стране для зарубежн…преаодавателей русск…языка и (литература) журналы, методическ…литературу, (проводить) среди школник…разн… стран международн…олимпиады по русск…языку.

2. Русский язык уникален в числе миров…языков. Он (обладать) качествами, делающими его наиболее перспективным в качестве универсального языка международного общения. Его фонетика, грамматика и графика проста, орфография (отвечать) фонетике, а словарн…запас (иметь) наполовину международн…характер, что облегчает его усвоение представителями других народов. Одним из основ мировой культуры (являться) русский язык.Русский язык един на огромн…пространстве – ему уступают даже английск…, китайск… и испанск…. Русский язык в последние двадцать лет убедительно (доказать) свое право на место языка международн…общения всех граждан

Народная мудрость

          Богатство земли- в хлебе

          Богатство человека- в уме

          Богатство народа – в языке

 

V Рассуждения

 

Из правого столбика подберите прилагательные соответствующие лексическому значению данных словосочетаний.

1. Тот, кто всех задирает – задиристый

2. Тот, кому все удается – удачливый

3. Избушка из бревен – бревенчатый

4. Тот, кто много ест, и никак не наедается – прожорливый

4. Прилагательные могут быть образованы от существительных, других прилагательных или глаголов с помощью различных суффиксов. Лив, чив, ев, ист, чат А как различить суффиксы – к, ск? Если основа

Существительного оканчивается на к, ч, ц, прилагательное образуется с помощью суффикса К

Рыбак – рыбацкий , ткач – ткацкий, а с суффиксами –ск- образуются относительные прилагательные, которые не имеют краткой формы. Француз-французский

Словарный диктант

Свинцовая труба, оранжевый цвет, перцовый пластырь, ситцевый сарафан, лицевой счет.

Так же как в суффиксах и окончаниях прилагательных после щипящих и Ц под ударением О без ударения Е

Углубление ранее изученного

Образуйте имена прилагательные с суффиксами –н,-ан,-ян,-ин,-енн,-онн от приведенных слов.

весна

гусь

дерево

земля

телефон

традиция

производство

весенний

гусиный

деревянный

земляной

телефонный

традиционный

производственный

Эти правила можно запомнить как считалочку:

Н плюс Н – пиши два Н

ОНН, ЕНН – пиши два Н

АН,ЯН,ИН – пиши один

Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный

Таблица:

Лексическое значение

Качественные

Относительные

притяжа -

тельные

1.признак предмета

2.какой?чей?

3.нач.форма

-Им.п.един

числа муж.род.

4.согласуется с существительным в роде, числе, падеже

1.признак по

-форме

-размеру

-вкусу

-цвету

-звуку

-весу

-запаху

-общим качеств.

1.обозначают

-материал

-количество

-место нахождения

-время

-назначение

-вес

-длину

-меру

2.не имеют краткой формы и степеней сравнения, антонимов, не сочитаются с наречием ОЧЕНЬ

1.обозначают принадлежность чего-либо какому-нибудь лицу.

2.отвечают на вопрос ЧЕЙ?

3.изменяются по падежам, числам и родам.

 

полные

измен.

по падеж.,

числам,

родам

краткие

измен. по

числам, родам,

имеют только

Им. Пад.

      

 

 

 

 VII Тестирование:

1. Относительные прилагательные в

а) кошкин, сестрин, волчий

б) белый, длинный, светлый

в) морской, казахский, апрельский

г) удивительный, дорогой, интересный

2. Прилагательные в сравнительной степени в

а) прыгать выше, говорить громче, считать лучше

б) это дерево выше, он серьезнее друга, тот звук чище

в) самый твердый, выше всех, лучше его

г) тишайший, худший, скромнее

3. Найдите предложение с прилагательным - подлежащим

а) Во время ужина дети .не подходили к взрослым.

б) Взрослые не оставляют детей без присмотра.

в) Дети выросли и стали взрослыми.

г) Взрослых не было дома.

4. Найдите предложение с прилагательным - сказуемым а) У сильного всегда бессильный виноват, б). Озеро успокоилось сегодня.

в) Морозна ночь, все небо ясно.

г) Пять не делится на два.

5. Какой схеме соответствуют прилагательные в предложении

В синем морском воздухе слышен птичий крик, звонкие людские голоса.

а)качественное, относительное, притяжательное, притяжательное, качественное б)относительное, качественное, качественное, притяжательное, относительное в)качественное, относительное, качественное, относительное, качественное г)качественное, относительное, притяжательное, качественное, относительное

6. Краткие прилагательные в

а) Река закова_а льдом

б) Общество собра_о в замке

в) Она хорошо воспита_а

г) Ольга ум_а, выдержа_а и воспита_а

  1. Какой схеме соответствуют прилагательные в предложении из стихов Хайдара Дулати 

Все с сердцем льва и мощью тигра, Об острия пик которых трётся туча. Все смелые, мстительные и воинственные, Непреклонные, беспомощные и решительные

а) качественное, качественное, качественное, качественное, качественное, качественное

б)относительное, качественное, качественное, притяжательное, относительное, качественное

в)качественное, относительное, качественное, относительное, качественное, качественное

г) качественное, относительное, притяжательное, качественное, относительное, качественное

1   2  3  4  5  6  7 

В  Б  Б  В Г  Г  А

 

Подведение итогов. О триединстве языка

Стихотворение «Два языка»

Комментарий оценок учащихся. 

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Моя семья»

 

Утверждаю:

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Общеобразовательная средняя школа №93 имени

Абылай хана

 

 

Открытый урок

10 класс

Тема: Имя прилагательное

 

 

    Преподаватель: Курбанбаева Ханиса.

 

dle
Пікірлер: 0
Пікір қалдыру