Тіркелу Сайтқа кіру

Физика 9 класс КСП краткосрочные планы 2016 год

Дата:                                                                                          Класс: 9 урок 1
Тема:Движение – неотъемлемая часть материи. Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения.
Цель урока:

 

Знают понятия материальной точки, определение механического движения, системы отсчета. Знают алгоритм решения задач на относительность движения.

ввести понятия: механическое движение, траектория путь; доказать, что покой и движение — понятия относительные; обосновать необходимость введения идеализированной модели — материальной точки, системы отсчета.

Ожидаемый результат:

умение аргументировать собственную точку зрения, раскрывать теоретические положения на конкретных примерах

 

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.  
5 мин. II. Проверка домашней работы.

 

Что изучает кинематика? динамика?

В чем заключается главная задача механики?

Какие явления должны уметь объяснять?

Проблемный эксперимент.

— Какое тело падает быстрее: лист бумаги или книга?

— Какое тело падает быстрее: развернутый лист бумаги или такой же лист, сложенный в несколько раз?

Почему не вытекает вода из дырки в банке, когда банка падает?

Что произойдет, если на край листа бумаги поставить бутылку с водой и резко дернуть в горизонтальном направлении? Если тянуть за бумагу медленно?

2. Примеры покоящихся и движущихся тел. Демонстрации.

О Скатывание шарика по наклонной плоскости.

О Движение шарика вверх по наклонной плоскости.

О Движение тележки по демонстрационному столу.

Ученики отвечают на вопросы учителя.  
20 мин. III. Актуализация знаний

 

Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание:

По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.

 

 

Всякое движение относительно. Это означает, что одно и то же тело одновременно и движется, и покоится. Движется относительно одних тел и одновременно покоится относительно других. Мы все, земляне, можем покоиться относительно своего письменного стола и одновременно всегда движемся относительно Солнца.

 

В задачах на относительность движения часто приходится пользоваться правилом сложения скоростей. Правило сложения скоростей:

 

 +

скорость тела относительно неподвижной системы отсчета равна сумме скорости тела относительно подвижной системы отсчета и скорости самой подвижной системы относительно неподвижной, где

 

 

скорость тела относительно НСО
скорость тела относительно ПСО

скорость ПСО относительно НСО

 

Это правило применимо только к классическим скоростям, т.е. скоростям, значительно меньшим скорости света в вакууме (т.е. к скоростям порядка 106 м/с и меньше).

 

 

1) Если система отсчета и тело в ней движутся в одном направлении, то

 

Например, если поезд движется со скоростью 16 м/с относительно вокзала, а пассажир по ходу поезда бежит со скоростью 2 м/с относительно полок вагона, то скорость пассажира относительно вокзала равна 18 м/с.

 

 

2) Если система отсчета и тело в ней движутся в противоположных направлениях, то

 

 

Например, если в предыдущем примере пассажир будет бежать навстречу ходу поезда, то скорость, с которой он будет удаляться от вокзала, будет равна 14 м/с.

 

 

3) Если в подвижной системе отсчета, движущейся со скоростью относительно неподвижной системы, тело станет двигаться со скоростью  относительно подвижной системы под углом  к направлению ее движения, то для определения модуля скорости тела относительно неподвижной системы придется применить теорему Пифагора или теорему косинусов — в зависимости от величины угла  (рис. 10 а и б).

Рисунок 10

 

 

 

 

 

 

Например, если скорость течения v0 =1 м/с, а лодка переплывает реку со скоростью v1 = 2 м/с относительно воды перпендикулярноберегу (рис. 10), то скорость лодки относительно берега будет, согласно теореме Пифагора, равна

 

!!! Если в условии сказано, что лодка переплывает реку по кратчайшему пути, значит, ее скорость относительно берега  направлена перпендикулярно берегу, а скорость лодки относительно воды направлена под тупым углом к вектору скорости течения (рис. 11). В таком случае скорость лодки относительно берега можно определить по теореме Пифагора:

 

 

а время t, за которое лодка переплывет реку шириной Н, двигаясь с этой скоростью, можно найти как отношение этой ширины к скорости лодки относительно берега:
Если говорится о минимальном времени, за которое лодка переплывет реку, то теперь перпендикулярно берегу надо направить вектор скорости лодки относительно воды под прямым углом к течению, как на рис. 12. В этом случае минимальное время t будет равно отношению ширины реки к скорости лодки относительно течения:

 

Таким образом, если вам нужно переплыть реку как можно быстрее, значит, надо грести перпендикулярно течению.

 

 

 

 

4) Если два тела сближаются или удаляются друг от друга, т.е. движутся в противоположных направлениях со скоростями v1 и v2относительно неподвижных объектов, то их скорость v относительно друг друга будет по модулю равна сумме их скоростей относительно неподвижных объектов:

 

Задание для группы:

 

1 группа: Два тела движутся равномерно во взаимно перпендикулярных направлениях со скоростями 3 м/с и 4 м/с. Их скорость относительно друг друга равна…

 

1) 2 м/с         2) 3,5 м/с            3) 5 м/с           4) 7 м/с

 

2 группа:  Два автомобиля движутся по взаимно перпендикулярным дорогам. Скорость первого автомобиля относительно дороги v, а модуль скорости второго автомобиля относительно первого равен v . Чему равна скорость второго автомобиля относительно дороги?

 

1) 0,5v            2) 3v                 3) v                  4) 2v

 

3 группа:  Два автомобиля движутся по прямым шоссе со скоростями 15 м/с и 20 м/с. Угол между шоссе составляет 600. Модуль относительной скорости автомобилей примерно равен…

 

1) 5 м/с          2) 18 м/с                3) 25 м/с          4) 35 м/с

 

4 группа:  Два поезда движутся навстречу друг другу со скоростями 36 км/ч и 54 км/ч. Длина первого поезда 40 м, длина второго 50 м. В течение какого времени поезда будут проезжать мимо друг друга?

 

1) 10,5 c            2) 2,4 с             3) 8,4 с                 4) 3,6 с

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит закрепление урока.

 

Ответьте на вопросы письменно (да или нет):

— Можно ли считать Луну материальной точкой:

— при расчете расстояния от Земли до Луны?

— при измерении ее диаметра?

— при посадке космического корабля на ее поверхность?

— при определении скорости ее движения вокруг Земли?

— Можно ли считать человека материальной точкой, если он:

— идет из дома на работу?

— выполняет гимнастические упражнении?

— совершает путешествие на пароходе?

— А при измерении роста человека?

 

Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания.  
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.- Чему научил вас урок?
— Какое впечатление осталось у вас от урока?
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

 

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки

 

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

дополнительная информация  
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями  
       
рефлексия.

 

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

 

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

 
Итоговая оценка

 

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 
             

 

 

dle
Пікірлер: 0
Пікір қалдыру