Тіркелу Сайтқа кіру

Математика 1 класс. Поурочные планы. «Алматыкитап» Алматыкітап

Класс-1

Предмет-математика

Дата-02.09.2015

Урок № 1.

Тема: «Свойства предметов. Счет предметов».

Цель урока: выявить первоначальный уровень знаний учащихся о свойствах предметов (форма, цвет, размер, материал), умения вести счет предметов и явлений.

Рекомендуем не забывать об этом этапе урока, используя различные варианты настроя детей на работу.

Вводная беседа о предмете математики и ее роли в жизни людей. На этом этапе учитель должен показать значимость изучения данного предмета.

Выявление представлений о свойствах предметов.

Устная работа, в процессе которой учитель выявляет уровень подго­товленности учащихся. Для этого учитель подбирает предметы и группы предметов (одинаковые и разные по форме, цвету, размеру и материалу). Например, несколько одинаковых по размеру, но отличных по цвету мячей, кубиков и т. д. Организуется работа по сравнению предметов. Выясняется: какого цвета предметы, из чего они сделаны, одинаковые ли они по разме­ру, могут ли дети определить их форму. Далее предметы сравниваются по перечисленным признакам. Примерное содержание беседы:

— Посмотрите внимательно на эти полочки (на верхней полочке выстав­лено 5 одинаковых кубиков, а на нижней — 2 кубика другого цвета). Чем предметы похожи, а чем отличаются? Где кубиков много, а где мало? Кто может посчитать кубики? Назовите, каких предметов в классе мало, а ка­ких много.

Аналогичная работа проводится с предметными картинками и учебны­ми принадлежностями.

Работа по учебнику.

Знакомство с учебником и тетрадью. Учитель объясняет функции учебника и тетради.

Беседа по рисунку 1. Учитель просит описать, что изображено на ри­сунке. Дети должны назвать изображенные предметы, определить их на­значение и классифицировать. Возможна опережающая беседа — по про­странственным и временным представлениям. Можно задать вопросы:

— Кто изображен на рисунке? (Это ученик — он в школьной форме — и малыш).

— Внимательно посмотрите на предметы. Скажите, какие предметы возьмет школьник в свой портфель, а какие — малыш в детский рюкзачок.

Задание 2 на сравнение двух рисунков. Надо найти все отличия. Чтобы оживить этот этап урока, можно предложить детям поиграть в игру «Что исчезло?». Детям показывается аналогичный набор предметов: посмотри­те и запомните, какие предметы стоят у меня на столе.

— Теперь закройте глаза.

Дети закрывают глаза, учитель меняет предметы местами или убирает/ Добавляет предметы на столе.

— Откройте глаза и скажите, что изменилось.

Далее учитель может также провести беседу об учебных принадлеж­ностях и правилах расположения их на школьной парте.

Задание 3 поможет учителю выяснить уровень владения счетом, уме­ние концентрировать внимание учащихся, умение классифицировать предметы (учебные и не учебные принадлежности).

После выполнения всех заданий учебник нужно закрыть и показать де­тям правильное расположение учебных предметов на парте.

Работа в тетради.

Прежде чем приступить к работе в тетради, учитель проводит физминутку (примеры физминуток приведены в конце пособия). Затем необхо­димо показать, как правильно расположить тетрадь, как правильно дер­жать простой карандаш, ручку. Задание 1 — для выяснения способа счета предметов, которым владеет ребенок. (Может вести счет и устанавливать взаимно-однозначное соответствие между двумя группами; изображает данное количество при помощи установления взаимно-однозначного со­ответствия; или не владеет операцией счета). Это упражнение поможет учителю уже на первом уроке продиагностировать уровень владения опе­рацией счета. Учитель предлагает инструкцию выполнения задания:

— Найдите полочку с игрушками и скажите, какие игрушки нарисовал художник.

— Сможете ли вы посчитать, сколько пирамидок (клоунов, мячиков) на­рисовано?

— Посмотрите на таблицу. (Учитель показывает, о какой таблице идет речь). Рядом с изображением пирамидки нарисуйте столько палочек, сколько пирамидок вы увидели на полках.

Далее аналогично с другими игрушками.

Задание 2 предполагает сравнение, счет предметов, изображенных на рисунке. Для выяснения представлений детей о размере, цвете, счете детям предлагается дорисовать карандаши — разные по цвету, толщине и длине. Можно предложить задание: раскрась красным толстый карандаш, синим длинный.

Задание 3 — выяснение уровня развития руки и глазомера. Знакомство с клеткой тетради. Учитель предлагает обвести шариковой ручкой по пун­ктирной линии рисунки. Не следует требовать от детей полного выполне­ния этого упражнения на уроке. Оно имеет диагностическую цель.

Задание 4 помогает выяснить знание детей об основных геометриче­ских фигурах — круге, треугольнике, квадрате. Раскрашивание способ­ствует развитию мелкой моторики руки. Однако аналогично предыдуще­му заданию во избежание перегрузки детей и с целью экономии времени не следует требовать раскрашивания всех изображенных фигур.

Уточним, что объем выполнения всех заданий может быть различным. Не обязательно на первом уроке пытаться выполнить все задания в полном объеме. Главная цель этого урока — диагностика знаний и умений ребен­ка, учитель должен определить, что может каждый ребенок, насколько по­нимает требования учителя, как держит ручку, как выполняет задания, в каком темпе.

Вышесказанное относится и к остальным урокам. Объем и способ вы­полнения заданий (устно, письменно, под руководством учителя — само­стоятельно и т. д.) учитель вправе определять самостоятельно, руковод­ствуясь уровнем подготовленности класса и своим видением построения конкретного урока.

Рефлексия.

Этот этап урока мы считает необходимым. Мы не будем возвращать­ся к нему поурочно, но выражаем надежду на творческое отношение каж­дого учителя к самооценке учебных достижений его учеников. Каждый учитель может проводить его по своему усмотрению. Главная цель этого этапа — уже с первых уроков математики научить ребенка вести работу по формированию самооценки и осмыслению учебной деятельности. Ма­ленький светофор на полях — это сигнал к дальнейшим действиям учителя и ученика. Детям предлагается раскрасить соответствующий сигнал, в за­висимости от аккуратности и правильности выполненной работы. Учитель также подводит итог урока — резюмирует основные достижения первого урока математики.

 

 

dle
Пікірлер: 0
Пікір қалдыру