Тіркелу Сайтқа кіру

Биология 11 класс КСП Краткосрочные планы 2016-2017 год

Тема Введение  Уровни и свойства живого.   Урок 1
 Цель создать  условия  для  систематизации  ранее  изученного  материала  по  многообразию  живого мира на Земле,  знаний  учащихся о свойствах и уровнях  ее организации, раскрыв их тесную взаимосвязь.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Орг.

 

момент

 

II. Актуализация знаний:

 

Во

 

 

Ш.

Изучение н/м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Закрепление:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Д/З:

 

 

 

 

VI. Рефлексия.

Настрой учащихся на работу.

 

Вв           1. Что изучает биология?

2. Знания, каких естественнонаучных законов является основой научного мировоззрения и необходимо для решения практических задач?

3. По какому принципу происходит подразделение биологии на отдельные науки?

4. Почему оптимальное использование живой природы?

 

А. Отличие живого от неживого (флипчарт, страница 2).

Работа в группах по заданиям:

(Учащиеся отвечают на вопрос, обосновывают свое мнение).

Группа №1:

Можно ли назвать живыми и почему следующие организмы:

а) животных в состоянии анабиоза;

б) человека под наркозом;

в) бактерии в высушенном состоянии;

г) сухие дрожжи?

Группа №2:

Постоянство структурно- функциональной организации биологических систем – гомеостаз — как обязательное условие существования биологических систем.

Группа № 3:

Какое явление, свойственное всем живым системам, лежит в основе приведенных фактов:

1) лягушка не может жить в соленой воде, а в пресной выделяет много мочи;

2) живая сельдь в морской воде «несоленая»;

3) в крови человека, содержащую воду, необходимо вводить физиологический раствор.

Группа №4:

1. Приведите примеры систем живой природы.

2. Назовите примеры систем неживой природы.

Вывод: обменные процессы в живом веществе обеспечивают гомеостаз – постоянство структурно – функциональной организации системы.

 

Б). Свойства живых организмов: (ЕНТ) (флипчарт, страница 3).

Самостоятельная работа с учебником под редакцией Р.Сатибекова на стр.

 4 – 6 по заданиям:

1 группа:

1.    Единство химического состава.

2.    Обмен веществ и энергии (метаболизм).

2                   3.   Ритмичность.

3        группа:

1.    Самовоспроизведение.

2.    Наследственность.

3.    Изменчивость.

4        группа:

1.    Рост и развитие.

2.   Раздражимость.

3.  Дискретность.

4 группа:

5                   1. Саморегуляция.

2. Единый уровень организации живых организмов.

6                   3. Приспособляемость.      

? Выберите те признаки живых организмов, о которых в тексте учебника речь не шла.

(дискретность, саморегуляция, ритмичность).

 

Вывод: живые организмы резко отличаются от неживых систем своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной упорядоченностью. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства.

 

В). Основные уровни организации живых организмов(флипчарт, страница 4).

Живая природа представляет собой сложно организованную иерархическую систему. Ученые на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации живой материи.

 

Молекулярный           клеточный            тканевой            органный         

(молекулы)               (клетка)                 (ткань)                  (орган)

 

организменный       популяционно- видовой        

(организм)                     (вид, популяция)

 

Биогеоценотический (экосистемный)               биосферный.

(БГЦ, экосистема)                                    (биосфера)

Схема показывает отдельные уровни организации жизни, связь их между собой, вытекание одного из другого и показывает целостность живой природы.

Самостоятельная работа с учебником под редакцией Р.Сатибекова на стр.

 6 – 9 по заданиям и приложениями1 и 2(флипчарт, страница 5).

1      группа :

1.    Молекулярный.

2.    Клеточный.

2. группа:

1.   Тканевой

2.   Органный.

3      группа:

1. Организменный.

2.    Популяционно- видовой.

группа:

1.    Биогеоценотический

2.    Биосферный

 

По ходу объяснения уровней организации  живых организмов группами учащиеся  класса заполняют предложенную таблицу 1 (флипчарт, страница 6):

Уровни организации Биологическая система Элементы, образующие систему
1 Молекулярный Органоиды Атомы и молекулы
2 Клеточный Клетка (организм) Органоиды
3 Тканевой Ткань Клетки
4 Органный Орган Ткань
5 Организменный Организм Системы органов
6 Популяционно-видовой Популяция Особи
7 Биогеоценотический (экосистемный) Биогеоценоз  (экосистема) Популяции
8 Биосферный Биосфера Биогеоценозы (экосистемы)

 

 

 

Вывод: строение живых систем характеризуетсядискретностью, т.е. разделенностью на функциональные единицы. Так, атомы состоят из эле-ментарных частиц, из атомов состоят молекулы, из молекул (крупных и малых) – органоиды, ко-торые образуют клетки, из клеток формируются ткани, а из них – органы и т.д.

 

Выделение отдельных уровней организации жизни до некоторой степени условно, так как они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы.

 

1.    Работа у доски (флипчарт, страница 7):

Соотнесите рисунки соответственно уровням организации живых организмов

А) Молекулярный

Б) Клеточный

В) Тканевой

Г) Органный

Д) Организменный

Е) Популяционно- видовой

Ж) Биогеоценотический (экосистемный)

З) Биосферный

1                       2                        3                          4

 

 

5                                   6                            7

Решение проблемных вопросов(флипчарт, страница 8) :

1.    «Озоновые дыры» и воздействие УФ- лучей на клеточном и молекулярном уровнях жизни.

2.    Невозможность лечить человека без знания особенностей строения и функционирования клеток.

3.    Для решения, каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?

4.    Приведите примеры использования методов биологических наук из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.

параграф 1,2 заполнить таблицу.

 

(флипчарт, страница 9).

Страница 3-9

Творческое задание по группам: Каково значение биологии  для понимания всего живого.

 

(флипчарт, страница 10).

Какие ощущения вы испытывали  при изучении этой темы?

Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы с помощью наводящих вопросов учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики демонстрируют свои знания.

 

 

 

dle
Пікірлер: 0
Пікір қалдыру