Тіркелу Сайтқа кіру

Педагогическое мастерство.

В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, воображению. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов.

Педагогическая деятельность – это вид взаимосвязанной деятельности, в которой реализуется передача социального опыта, материальной и духовной культуры от поколения к поколению; это особый вид социальной общественно значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности.
Предмет и продукт педагогической деятельности – личность ребенка и ее гармоничное развитие.

 

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Структура педагогического мастерства

  1.        Знание предмета

• профессиональная компетентность;

• высокая специально-практическая подготовленность

• опыт в воспитании и обучении;

• научная квалификация.

  1.        Педагогическое творчество

• творческое воображение;

• нестандартное мышление;

• потребность в поиске новой информации;

• постоянное стремление к совершенству;

• умение продуктивно сочетать формы, средства и методы

  1.        Педагогическая технология

• техника и экспрессия речи;

• ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений;

• выразительность мимики и жестов;

• умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания;

• владение образцовым показом приема, действия.

  1.        Педагогический стиль

• педагогическая направленность и убежденность;

• умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность;

• педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция);

• педагогический такт и этика;

• повседневный интерес к внутреннему миру воспитанников (эмпатия);

• умение слушать и слышать.

  1.        Качества личности

• деловые: добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность, точность;

• рефлексивные: аккуратность, подтянутость, самокритичность, кругозор, эрудиция; рефлексия – способность осознавать себя, свои состояния, видеть себя «со стороны», чувствовать, как тебя оценивают другие.

• коммуникативные: внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, требовательность, обязательность;

• эмпатийные: гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, обязательность, способность к сопереживанию и аттракции; (эмпатия – умение чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков; сопереживание, понимание душевного состояния человека, аттракция – (от лат. – притяжение) – способность быть открытым, обаятельным, обладать притягательной силой)
• идейно-нравственные: убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, порядочность, интеллигентность.

  1.         Духовность преподавателя. Мастер должен иметь огромное желание преподавать и общаться со студентами и это должно быть главной радостью его существования.
    Педагогическая техника – это совокупность практических умений и навыков, необходимых для организации творческой деятельности учителя-воспитателя. Это важнейшее слагаемое педагогического мастерства.

Структура педагогической техники

1 группа. Умение управлять собой.

  •                  Социально – перцептивные способности: внимательность, воображение, наблюдательность, память.
  •                  Владение своим телом: целесообразность и выразительность мимики и жестов.
  •                  Техника культуры речи: дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия (правильность речи), логичность, выразительность.
  •                  Управление эмоциями, настроениями, чувствами и переживаниями: снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия.

2 группа. Умение управлять другими, воздействовать на личность и коллектив.
К этой группе относятся следующие умения: дидактические, воспитательные, организаторские, коммуникативные, владение временем, умение принимать решения. Данные умения необходимы при организации урока, при общении, при организации режимных моментов, при контроле дисциплины, при предъявлении требований.
3 группа. Умение сотрудничать.

К этой группе относятся умения: познать личность ребенка, разобраться в ней; правильно понимать ребенка; влиять на ребенка; управлять инициативой ребенка; защитить ребенка; взаимодействовать; правильно подать информацию; верно воспринимать личность учащегося.

dle
Пікірлер: 0
Пікір қалдыру